К концу 1 года жизни малыш, который развивается нормально, умеет производить целеустремленные движения руками: брать предметы, манипулировать ими, без конца их ощупывать, рассматривать, умеет ходить не только потому, что у него физически окрепли ножки, но и потому, что малыш познает окружающий мир и желает дойти до предмета, который его заинтересовал. Важно заметить, что девочки начинают ходить на 1-2 месяца раньше, чем мальчики, поскольку психически созревают раньше. Ребенок понимает большое количество слов и выполняет простые просьбы взрослого, показывает знакомые предметы и даже приносит их, произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова, сам пьет из чашки, понимает слово «нельзя», узнает знакомого взрослого на фотографии. Однако следует помнить, каждый ребенок – индивидуальность, подрастая, он может опережать либо, наоборот, отставать в развитии тех или иных функций.
Может быть так, что до года ребенок не произнес ни одного слова или не научился ходить, но остальные показатели развития в норме, поэтому не волнуйтесь – эти функции вскоре обязательно появятся.
На втором году жизни продолжается интенсивное психическое и физическое развитие ребенка. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять просьбы взрослых, обучаются элементарным правилам поведения, учатся пользоваться бытовыми предметами (ложкой, мылом, полотенцем, расческой).
Ребенок в возрасте 2 лет должен уметь:
- Понимать короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка, без показа.
- Пользоваться трехсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения.
- Подбирать по образу и слову взрослого три контрастных предмета разных цветов.
- Воспроизводить сложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки», «башни».
- Самостоятельно есть густую и жидкую пищу ложкой.
- Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, ботинки). Частично надевает одежду (шапку, ботинки).
- Играет с игрушками, которые разбираются (матрешки, пирамидки).
- Играя с предметами, сначала различает, а потом сравнивает и выделяет их внешние заметные признаки – цвет, форму, размер.
Ребенок в возрасте 3 лет должен уметь:
- Начинает употреблять сложные предложения с придаточными.
- Появляются вопросы «когда?», «почему?».
- Называет четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый; геометрические фигуры : квадрат, треугольник, круг.
- С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
- Самостоятельно одевается. Может застегнуть пуговицы.
- Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
- Основной способ познания действительности – метод проб и ошибок, поэтому малыши любят разбирать и собирать различные игрушки.
- Инициирует контакты с приятными и знакомыми детьми и взрослыми. Привлекает к себе внимание, самоутверждается, играет вместе с ровесниками.
- Специалисты сходятся во мнении, что дети данной возрастной категории наиболее открыты для общения с людьми. Поэтому дети от трех лет с радостью и без лишних капризов начинают посещать дошкольные учреждения и отрываются от мамы, нежели дети более младшего возраста.
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
- Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
- Собирать пирамидку без посторонней помощи.
- Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
- Складывать по образцу постройки из конструктора.
- Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
- Знать правую и левую руку.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
- Ребенок должен знать цифры до 5.
- Знать и называть не менее 8 цветов.
- Понимать речь окружающих. Использовать в речи от 800 до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
- Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- Читать наизусть небольшие стихотворения. Пересказывать с помощью взрослого небольшие сказки.
- Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну. Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
- Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого. Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
- Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения. Правильно держать ножницы.
Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой (6 лет, старший дошкольный возраст):
- Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
- Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
- Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
- Считать до десяти и обратно.
- Решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
- Знать своих родственников, домашний адрес.
- Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
- Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
- Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
- Самостоятельно раздеваться, одеваться.
- Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
- Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
- Завязывать узелки на веревке.
- Ориентироваться в тетради в клетку.
- Уметь общаться с ровесниками и взрослыми, высказывать свои просьбы.
|